Условия формирования опыта.
Анализ потребностей современного
общества
Болезненными, сложными проблемами школы средней
ступени являются снижение
интереса учащихся к учению, рост неуспеваемости, падение качества знаний, умений навыков, неудовлетворенность учителей
результатами своего труда, недовольство
родителей школой. И особенно сложным в настоящее время оказалось преподавание
такого предмета, как математика. Для
нее характерны сильные внутрипредметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он
еще хуже усвоит последующий. Дальнейшее изучение математики, а также
смежных предметов становится для ученика
трудным, а иногда и невозможным из -за существования
пробелов в знаниях.
Необходимость технологии обучения – объективное требование,
и поэтому, как
правило, каждый учитель со временем ее вырабатывает. Другое дело, что эта собственная
технология, созданная в результате проб и ошибок, далеко не всегда соответствует
объективным закономерностям процесса обучения, а отсюда и низкие его результаты.
Поэтому важным для меня стало
создание системы процесса обучения. Оптимальным
же представился такой путь:
•
Перенять то, что открыто другими;
•
Выявить те положения
теории, которые необходимо
знать для правильной организации обучения;
•
Трансформировать
теоретические положения и
обобщения в практическую деятельность;
•
Адаптировать уже имеющиеся дидактические материалы или создать новые с акцентом на выбранную технологию.
Успешность процесса обучения
зависит от многих факторов, среди которых огромную роль играет обучение с учетом
способностей и возможностей
ребенка. Следовательно, именно это условие легло в основу выбора технологии, форм и методов
обучения и развития.
Теоретическая интерпретация опыта
Актуальность опыта
Наиболее полно раскрываются
способности ребенка при условиях, оптимально подобранных для каждого ребенка. Изучая
способности учащихся,
не надо ограничивать время на усвоение учебного материала.
Можно
выделить следующие группы учащихся:
-
малоспособные (около 5%), которые не в состоянии достичь заранее
намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения;
-
талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и
которые могут усвоить изучаемый материал
за более короткий срок;
-
обычные учащиеся (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются
затратами учебного времени.
Полученные данные позволили сформулировать одно из
основополагающих положений
«полного усвоения»: при правильной организации обучения и
особенно при
снятии жестких временных рамок около 90% учащихся могут полностью усвоить все содержание обучения».
Таким образом, в этом случае
значительно снижается взаимосвязь между способностями учащихся и достигнутыми результатами.
Практически все учащиеся
учебный материал усваивают, т.е. высоких результатов добиваются учащиеся не только с высокими
способностями, но и со средними и ниже средних.
Сравнительный анализ
традиционного и технологического подхода к построению учебного процесса можно представить в виде
схемы:
Таким образом, одно из основных
положении технологического подхода к обучению состоит в фиксации учебных
результатов, которые должны достичь
практически все учащиеся.
Проблемы, разрешаемые данным опытом
Анализируя известные мне технологии, я пришла к выводу, что технология «полного усвоения» наибольшей степени отвечает следующим условиям:
• она позволяет, с одной стороны, учить детей в обычном
гетерогенном классе, а с другой стороны -
возможно шире
индивидуализировать обучение. Сюда
относится и такой прием,
когда сохраняется обычный
гетерогенный класс, гомогенные же
группы создаются на определенное время.
Какие еще проблемы побудили меня обратиться к этой технологии?
•
Во - первых, разная зона ближайшего развития детей и как следствие этого разный темп их развития и усвоения знаний.
•
Во - вторых,
разная социальная среда, в которой развивается ребенок, следствием этого является и различный багаж знаний и умений.
Значит, обучение «полного
усвоения» приспособлено и исходит из уровня развития каждого ребенка, т.е. оно организовано
не с учетом индивидуальных
особенностей учащихся, а на их основе.
Теоретическая база опыта
Педагогическая деятельность учителя - это результат его творческих поисков и опыта практической работы. Даже при внешней схожести использования технологии при ее реализации большую роль играют личные черты учителя. Однако, несмотря на разнообразие и уникальность, существуют общие структурные черты, присущие конкретной технологии. Более того, при любом способе организации учебного процесса необходимо соблюдение ряда технологических условий, без которых протекание самого процесса становится проблемным. Эти технологические условия и являются основой для создания учителем собственной педагогической идеи.
Для организации своей педагогической деятельности я выделяю следующие технологические условия:
1 .Общая установка учителя. Суть такой установки заключается в том, что все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а его задача - правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую установку.
2,Определение эталона (критерия) «полного усвоения» для всего курса. Сформулировать эталон «полного усвоения» - значит ответить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце обучения. Основу эталона «полного усвоения» составляет точное описание учебных целей.
3. Разбиение учебного материала на отдельные
фрагменты. Каждая учебная единица представляет собой целостный раздел
учебного материала. Прежде чем осуществить разбиение, важно проанализировать его
и при необходимости провести дополнительную разработку. Помимо содержательной
целостности, ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность
изучения материала. После выделения учебных единиц определяются результаты,
которые должны быть достигнуты в ходе изучения.
Ход учебного процесса
Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели. Поэтому, прежде всего остановлюсь на центральной для педагогической технологии обучения проблеме постановки целей.
Первым шагом при подготовке к любому уроку является проектирование цели, которая задает общий ход процесса обучения, определяет содержательную и процессуальную стороны урока, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности учащихся и результативность учебного процесса. Говоря о происхождении целей урока, я имею ввиду и то, что урок как сложноорганизованная система включен в систему более высокого порядка в качестве ее компонента.
Взаимосвязь целей урока с целями вышестоящих систем представлена на схеме:
Понимание учителем такой структуры целей обучения имеет для него практическое значение. При проектировании урока учитель должен определять его эффективность не только с точки зрения того, удалось ли реализовать цели данного урока, но и с точки зрения того, в какой мере реализованы цели вышестоящих систем.
Продолжая рассматривать проблему постановки целей
нельзя не принимать во внимание то, что способы постановки целей могут быть
различны. Трудно не согласиться со сторонниками педагогической технологии в
том, что определение целей обучения через содержание предмета и процесс
деятельности ученика и учителя не дает полного представления о предполагаемых
результатах обучения. Поэтому, признавая их необходимость, целесообразным
видится такой способ постановки целей обучения, которые формулируются через
результаты обучения.
4.
Составление диагностических тестов. Диагностические тесты составляются по каждой учебной
единице. Основное назначение таких тестов -выявить необходимость
коррекционной работы, вспомогательных учебных
процедур.
5. Составление альтернативных и
дополнительных материалов. Альтернативные учебные материалы составляются по каждой группе тестовых вопросов, а
дополнительные материалы - в рамках одной учебной единицы. Эти материалы рассчитаны на организацию
самостоятельной
деятельности учащихся, в процессе которой педагог организует с ними работу над
решением учебных затруднений и создает условия
для дальнейшего развития каждого ученика.
6. Составление разноуровневых контрольных работ.
Разноуровневые контрольные работы составляются по каждой учебной
единице. В ходе таких работ выявляются знания и
умения учащихся, что дает возможность получать
и накапливать сведения, необходимые для успешного
управления обучением, воспитанием и
развитием учащихся. Определяется
качество тематического образовательного уровня знаний и умений.
7.Выбор оптимальных методов,
форм и средств деятельности учителя и деятельности учащихся.
Методы, формы и средства должны быть направлены на повышение эффективности и результативности процесса обучения.
8. Ориентация учащихся.
Учитель подробно останавливается на том, что должны усвоить учащиеся и как
они будут учиться, чтобы достичь «полного
усвоения».
Организация занятий по изучению новой темы.
Изложение нового материала и его проработка учащимися происходит традиционно. Но ученик должен захотеть усвоить новый материал и должен заставить себя осмыслить его. Это индивидуальный процесс.
Если цели известны и посильны
ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее,
как стремиться к их выполнению.
Предлагаю некоторые рекомендации
для проведения уроков при изучении нового
материала.
• Во - первых, необходимо
отказаться от командного стиля обучения.
• Во - вторых, перевести обучение на деятельных подход. Учитель обязан
объяснять сущность определенного вида деятельности.
• В -третьих, изучение материала проходит более успешно, если в основу его
положен принцип укрупнения дидактических единиц. При этом оказывается целесообразным изучать материал темы весь сразу и на первых уроках.
• В - четвертых, учитель должен создать на уроке не просто благоприятную
творческую атмосферу, а постоянно обращаться к личному опыту учащихся как опыту их собственной жизнедеятельности.
• В - пятых, в ходе обучения не следует предъявлять более высоких
требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной
подготовки.
Поэтапное изучение нового материала может быть организовано
следующим
образом:
Организация диагностического тестирования
Выявление пробелов в знаниях учащихся по изученной теме, классификация типичных ошибок - цель диагностического тестирования. Установление уровня усвоения учащимися изученного материала без представления результатов их обучения. Определение учебных возможностей обучаемого и путей его продвижения в рамках учебной единицы.
На протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию диагностических тестов, которые проводятся после изучения каждой учебной единицы и предназначены для руководства его продвижением.
В соответствии с особенностями и целями урока подготовка к диагностическому тестированию его структура может включать в себя три последовательных этапа: разминка, опрос и консультация.
СТАРТ разминка опрос консультация ФИНИШ
Базовые 20% 50% 30% диагностический
понятия тест
Время, отведенное на прохождение каждого этапа, определяется содержанием учебного материала и уровнем подготовленности класса.
Цель разминки - обобщить и систематизировать базовые знания ученика. Ученикам предлагается серия вопросов, которые выполняются в высоком темпе. Дети могут отвечать хором, не поднимая руки (цель - кто быстрее).
Цель опроса - научить учащихся анализировать тестовые задания, аргументировать предложенный вариант ответа.
Цель
консультации - научить ребенка задумываться над проблемой, уяснить, какие возникли трудности при
знакомстве с учебным материалом темы. Идет обмен вопросами и ответами между учеником и учителем.
Организация коррекционно- развивающих занятий.
Цель таких занятий- обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися как основы для дифференциации в обучении. Предоставление возможности ученику повторно проработать, но на новом качественном уровне те разделы учебной единицы, которые остались не усвоенными им.
Цель
развивающих занятий.
Продвинутый уровень: Повышение образовательного уровня учащихся на основе базовых знаний, умений и навыков,
применяемых в новой ситуации. Совершенствование
умений учащихся рационально организовать свою учебную деятельность и развитие
способности к рефлексии и оцениванию. Формирование у учащихся умения обобщать и
систематизировать учебный материал с
целью восприятия математики как цельной науки.
Углубленный уровень: Превращение ребенка в субъект учения. Обеспечение развивающего эффекта обучения, дающего возможность учащимся самостоятельно строить математические модели наиболее важных практических задач, решать их и ориентироваться в нестандартных ситуациях.
После выполнения диагностического тестирования ученики разделяются:
|
Так как требование «полного усвоения» вводится не абсолютно, мной разработана дальнейшая система мероприятий по коррекции учебной работы учащихся (ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках).
- Во-первых,
работа по ликвидации пробелов осуществляется через
систему индивидуальных домашних заданий.
Обязательным требованием для
таких домашних заданий является то, что они должны быть посильными для
ученика и в объеме, и сложности, четко направлены на преодоление
конкретных ошибок, кроме того, они должны
быть обязательно оценены.
- Во-вторых, для
ликвидации пробелов в рамках самоуправления класса
создана соответствующая организационная
система при активном участии в
ее работе. В «Службу поддержки» входят консультанты
(хорошо успевающие
ученики, умеющие и желающие помочь одноклассникам). Периодически консультантом становится учитель.
-В-третьих, учитель постоянно ведет учет основных затруднений учащихся. Для этого я использую специальную тетрадь.
Название темы |
Пробелы в знаниях |
Индивидуальные задания |
Примечание: + ошибка устранена - ошибка не устранена |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
Учителю необходимо свести свои разъяснения к минимуму. Чем меньше учитель говорит сам, тем лучше он направляет и контролирует работу каждого из учеников в классе, тем эффективней обучение. В основу обучения может быть положена формула:
«овладение = усвоение + применение на практике».
Всякий раз, предлагая учащимся самостоятельную работу, учитель должен для себя определить:
-
цели своей деятельности и деятельности учащихся
-
степень самостоятельности учащихся
-
формы и методы проведения работы
-
меру помощи и
характер руководства со своей стороны
-
результат деятельности учащихся, форму проверки и оценивания работы.
На каждом уровне овладения знаниями, и особенно на уроках коррекции и развития, я организую самостоятельную работу таким образом, чтобы ее задания, кроме развития у учеников умения отойти от той формы изложения материала, которая была предложена учителем или учеником, способствовали более глубокому изучению материала.
Вот почему одной из целей коррекционно - развивающих занятий является воспитание у ученика активности и учебной самостоятельности. Ученику предоставляется право свободного выбора способов проработки учебного материала. Тем самым индивидуальный подход на практике осуществляется по отношению к каждому ученику, а не к небольшой группе детей, по тем или иным причинам не вписывающихся в рамки «среднего» ученика. Поэтому самостоятельная работа является основной формой организации занятий такого типа.
Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.