И.В.Алферова, А.Н.Харитонов

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

С ОСНОВАМИ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА

(ПРОГРАММА ДЛЯ 10-11   КЛАССОВ)

 

 

Пояснительная записка

Гуманизация образования требует от современной школы усиления практической направленности преподавания гуманитарных предметов, появления новых учебных дисциплин и программ.

В условиях современного общества, когда меркантильные интересы стали превалирующими, когда слова «душа», «духовность», «патриотизм» воспринимаются как архаизмы, возникает потребность в сохранении того культурною богатства, которое оставили нам наши великие предшественники, «соль земли Русской»: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов. Новое поколение не должно расти Иванами, не помнящими родства, и в первую очередь задача воспитания Души ложится на Учителя, учителя - словесника. Коммуникативно-ориентированный курс «Музееведение с основами экскурсионного дела», с точки зрения авторов программы, во многом этому способствует.

Главной в концепции этого курса можно считать следующую мысль: человек XXI века обязан знать историю не только своей великой державы, но и малой родины, в конкретном случае -Тулы.

Главная задача курса - получить радость от общения с наследием Л. Н. Толстого, войти в художественный мир; созданный писателем, ощутить его атмосферу, познакомиться с обитающими в нем персонажами, стать соучастником происходящего - все это особенно интересно и увлекательно.

Но при этом никак нельзя забывать, что, сколь бы ни был содержателем' и ярок рассказ учителя или сообщение учащегося, - все это не более чем рассказ о литературном явлении или персонаже эпохи. Это - контекст. Он необходим, однако без знания текста недостаточен. Никакое количество даже самых ценных сведений не может заменить эмоциональное восприятие произведения, проникновение в его художественный мир в процессе чтения.

Поэтому приоритет в программе отдается монографическому изучению вершинных произведений Л. Н. Толстого: романов «Анна Каренина» и «Воскресение», повести «Хаджи -Мурат», «Отец Сергий», «Крейцерова соната» и др.

В данной программе впервые в отечественной методике преподавания литературы введено понятие экскурсионный практикум как вид учебной деятельности.

Структура «Экскурсионного практикума» предполагает синтез различных видов учебной деятельности: знакомство с мемуарной и эпистолярной литературой и критическая оценка прочитанного; использование источников для составления фрагмента экскурсии; выступление учащегося по определенной теме с последующим обсуждением результатов поисковой деятельности; составление словарной статьи, карточки экскурсионного объекта.

Структура курса несколько нарушает историко - литературный подход к изучению литературы в современной школе. (Так, творчество В. В. Вересаева изучается раньше, чем Л.  Н.  Толстого.).  Однако авторы программы считают целесообразным подобные изменения: логика курса предполагает сначала знакомство с литературной картой Тулы и области, на которой имя В. В. Вересаева -одно из ярких, а затем монографическое изучение темы «Толстой и Ясная Поляна».

Курс « Музееведение с основами экскурсионного дела» дает возможность расширить представление учащихся о широком историко - литературном контексте, в котором имя Л. Н. Толстого - самое значительное.

По меткому замечанию К .Федина, «Туле есть чем гордиться и что любить в русской литературе, обогащенной великими именами писателей -уроженцев славного города».

Трудно перечислить имена всех писателей, связавших свою жизнь и творчество с Тульским краем: это и идеолог славянофильства, историк, поэт, полиглот, «великий спорщик Москвы» А. С. Хомяков, двоюродные братья Г. И. и Н. В. Успенские, писатель и врач В. В. Вересаев, драматург А. В. Сухово - Кобылий и

многие другие. Но самые тесные связи с Тулой были у «величайшего писателя земли русской» Л. Н. Толстого.

Именно углубленному изучению творчества этого писателя и посвящен курс «Музееведение», Мы считаем целесообразным объединить изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого с изучением не только программных произведений, но и публицистики, писем, нравственно-философских сочинений, эстетических трактатов, которые никогда не включались в программу.

Для решения методических задач данного курса было удачно найдено «золотое сечение»: Ясная Поляна - «колыбель и могила» Льва Толстого, по словам Софьи Андреевны, «наша литературная Мекка», по выражению литературного критика Н. Н. Страхова.

Впервые в истории отечественной методики преподавания литературы столь подробно изучается творчество писателя, его нерасторжимые духовные связи с Ясной Поляной, где писатель прожил более 50 лет из своей 82-летней жизни.

Полученные учащимися теоретические знания находят практическое применение в подборе материала, умении оценивать текст с точки зрения достоверности изображенных событий, составлении компелятива для фрагментов экскурсии.

Но изучением творчества Толстого курс не ограничивается. Задачи его гораздо шире: познакомиться с историей рода Толстых, собрать материал о заповедной части Ясной Поляны и мемориальном комплексе.

Как результат этой работы - составление текста экскурсии по заповеднику и дому-музею. Поскольку творчество Толстого вписано в широкий литературный и общественно-политический контекст эпохи, учащиеся перед изучением Ясной Поляны достаточно подробно знакомятся с «тульскими адресами» Толстого, что позволяет накопить материал для проведения экскурсий следующей тематики:

1. Тула в жизни Толстого.

2-. Общественная деятельность Толстого в Тульском крае,

3. Педагогические идеи и дела Толстого.

 

4.     Тульские адреса Толстого.

5. Тула в произведениях Толстого.

Курс «Музееведение с основами экскурсионного дела» теснейшим образом интегрирован как с традиционными учебными дисциплинами (литература, история, мировая художественная культура), так и с предметами, которые совсем недавно вошли в учебные планы современной школы (риторика, актерское мастерство, религоведение и др.)

Данную программу следует рассмотреть как реализацию предметного курса для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, но возможности ее гораздо шире: курс «Музееведение с основами экскурсионного дела» может быть включен в учебные планы всех, независимо от профиля, общеобразовательных учебных заведений^ как региональный или школьный компонент.

Программа курса «Музееведение с основами экскурсионного дела» открывает широкие возможности для становления и развития творческих способностей личности, формирования ее интеллектуальных потребностей, расширения кругозора.

Курс «Музееведение с основами экскурсионного дела» предполагает широкое разнообразие форм и методов учебной деятельности лекция учителя, долговременный поиск учащимся материалов по определенной теме с последующим сообщением результатов поисковой деятельности, семинары, диспуты и т.д.

Методика и практика курса предполагают экскурсии по литературным местам Тульской области, Подмосковья, России.

 

 

 

 

Тематическое планирование 10 класс

 

 

п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

1

Введение.

5

Лекции

2

Из истории музеев России.

6

Лекции, видеофильмы, индивидуальные   сооб­щения учащихся.

3

Литературная карта Тульской облас­ти. Музеи города Тулы.

6

 

4

6

 

5

В. В. Вересаев и Тульский край.

6

Экскурсии,      изучение

 

В. В. Вересаев - литературовед.

 

эпистолярной и мему­арной литературы, изу­чение отдельных про­изведений. Зачет.

6

Л. Н. Толстой и Тула.

7

Экскурсии, изучение эпистолярной и мему­арной литературы, изу­чение отдельных про­изведений. Зачет.

7

Ясная Поляна в жизни писателя. Ис-

12

Экскурсия в Кочаки.

 

тория рода Волконских-Толстых. Ро-

 

Новые разыскания.

 

дословное древо предков и потомков

 

Изучение     мемуарной

 

Л. Н. Толстого. История Кочаковско-

 

литературы.

 

го некрополя.

 

 

8

Текстуальное монографическое изу­чение романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

14

 

 

 

 

 

11 класс

 

 

п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

1

Толстой - драматург

6

Видеофильмы постано­вок пьес Толстого на сценах театров страны.

2

Текстуальное изучение романа «Вос­кресение».

13

 

3

Поздний Толстой. Толстой - публицист. Современное звучание идей Толсто­го. Вблизи Ясной Поляны: Пирогово,

6

 

4

.10

 

 

Покровские, Никольское - Вязем-

 

 

 

ское, Топтыково.

 

 

5

История деревни Ясная Поляна.

4

Экскурсия.

6

История мемориального заповедника «Ясная Поляна».

10

 

7

История дома - музея Л. Н. Толстого.

16

 

8

Могила писателя.

1

 

9

Заключение.

2