И.В.Алферова, А.Н.Харитонов
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
С ОСНОВАМИ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА
(ПРОГРАММА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ)
Пояснительная записка
Гуманизация образования требует от современной школы усиления практической направленности преподавания гуманитарных предметов, появления новых учебных дисциплин и программ.
В условиях современного общества, когда меркантильные интересы стали превалирующими, когда слова «душа», «духовность», «патриотизм» воспринимаются как архаизмы, возникает потребность в сохранении того культурною богатства, которое оставили нам наши великие предшественники, «соль земли Русской»: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов. Новое поколение не должно расти Иванами, не помнящими родства, и в первую очередь задача воспитания Души ложится на Учителя, учителя - словесника. Коммуникативно-ориентированный курс «Музееведение с основами экскурсионного дела», с точки зрения авторов программы, во многом этому способствует.
Главной в концепции этого курса можно считать следующую мысль: человек XXI века обязан знать историю не только своей великой державы, но и малой родины, в конкретном случае -Тулы.
Главная задача курса - получить радость от общения с наследием Л. Н. Толстого, войти в художественный мир; созданный писателем, ощутить его атмосферу, познакомиться с обитающими в нем персонажами, стать соучастником происходящего - все это особенно интересно и увлекательно.
Но при этом никак нельзя забывать, что, сколь бы ни был содержателем' и ярок рассказ учителя или сообщение учащегося, - все это не более чем рассказ о литературном явлении или персонаже эпохи. Это - контекст. Он необходим, однако без знания текста недостаточен. Никакое количество даже самых ценных сведений не может заменить эмоциональное восприятие произведения, проникновение в его художественный мир в процессе чтения.
Поэтому приоритет в программе отдается монографическому изучению вершинных произведений Л. Н. Толстого: романов «Анна Каренина» и «Воскресение», повести «Хаджи -Мурат», «Отец Сергий», «Крейцерова соната» и др.
В данной программе впервые в отечественной методике преподавания литературы введено понятие экскурсионный практикум как вид учебной деятельности.
Структура «Экскурсионного практикума» предполагает синтез различных видов учебной деятельности: знакомство с мемуарной и эпистолярной литературой и критическая оценка прочитанного; использование источников для составления фрагмента экскурсии; выступление учащегося по определенной теме с последующим обсуждением результатов поисковой деятельности; составление словарной статьи, карточки экскурсионного объекта.
Структура курса несколько нарушает историко - литературный подход к изучению литературы в современной школе. (Так, творчество В. В. Вересаева изучается раньше, чем Л. Н. Толстого.). Однако авторы программы считают целесообразным подобные изменения: логика курса предполагает сначала знакомство с литературной картой Тулы и области, на которой имя В. В. Вересаева -одно из ярких, а затем монографическое изучение темы «Толстой и Ясная Поляна».
Курс « Музееведение с основами экскурсионного дела» дает возможность расширить представление учащихся о широком историко - литературном контексте, в котором имя Л. Н. Толстого - самое значительное.
По меткому замечанию К .Федина, «Туле есть чем гордиться и что любить в русской литературе, обогащенной великими именами писателей -уроженцев славного города».
Трудно перечислить имена всех писателей, связавших свою жизнь и творчество с Тульским краем: это и идеолог славянофильства, историк, поэт, полиглот, «великий спорщик Москвы» А. С. Хомяков, двоюродные братья Г. И. и Н. В. Успенские, писатель и врач В. В. Вересаев, драматург А. В. Сухово - Кобылий и
многие другие. Но самые тесные связи с Тулой были у «величайшего писателя земли русской» Л. Н. Толстого.
Именно углубленному изучению творчества этого писателя и посвящен курс «Музееведение», Мы считаем целесообразным объединить изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого с изучением не только программных произведений, но и публицистики, писем, нравственно-философских сочинений, эстетических трактатов, которые никогда не включались в программу.
Для решения методических задач данного курса было удачно найдено «золотое сечение»: Ясная Поляна - «колыбель и могила» Льва Толстого, по словам Софьи Андреевны, «наша литературная Мекка», по выражению литературного критика Н. Н. Страхова.
Впервые в истории отечественной методики преподавания литературы столь подробно изучается творчество писателя, его нерасторжимые духовные связи с Ясной Поляной, где писатель прожил более 50 лет из своей 82-летней жизни.
Полученные учащимися теоретические знания находят практическое применение в подборе материала, умении оценивать текст с точки зрения достоверности изображенных событий, составлении компелятива для фрагментов экскурсии.
Но изучением творчества Толстого курс не ограничивается. Задачи его гораздо шире: познакомиться с историей рода Толстых, собрать материал о заповедной части Ясной Поляны и мемориальном комплексе.
Как результат этой работы - составление текста экскурсии по заповеднику и дому-музею. Поскольку творчество Толстого вписано в широкий литературный и общественно-политический контекст эпохи, учащиеся перед изучением Ясной Поляны достаточно подробно знакомятся с «тульскими адресами» Толстого, что позволяет накопить материал для проведения экскурсий следующей тематики:
1. Тула в жизни Толстого.
2-. Общественная деятельность Толстого в Тульском крае,
3. Педагогические идеи и дела Толстого.
4. Тульские адреса Толстого.
5. Тула в произведениях Толстого.
Курс «Музееведение с основами экскурсионного дела» теснейшим образом интегрирован как с традиционными учебными дисциплинами (литература, история, мировая художественная культура), так и с предметами, которые совсем недавно вошли в учебные планы современной школы (риторика, актерское мастерство, религоведение и др.)
Данную программу следует рассмотреть как реализацию предметного курса для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, но возможности ее гораздо шире: курс «Музееведение с основами экскурсионного дела» может быть включен в учебные планы всех, независимо от профиля, общеобразовательных учебных заведений^ как региональный или школьный компонент.
Программа курса «Музееведение с основами экскурсионного дела» открывает широкие возможности для становления и развития творческих способностей личности, формирования ее интеллектуальных потребностей, расширения кругозора.
Курс «Музееведение с основами экскурсионного дела» предполагает широкое разнообразие форм и методов учебной деятельности лекция учителя, долговременный поиск учащимся материалов по определенной теме с последующим сообщением результатов поисковой деятельности, семинары, диспуты и т.д.
Методика и практика курса
предполагают экскурсии по литературным местам Тульской области, Подмосковья, России.
Тематическое планирование 10 класс
№п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Введение. |
5 |
Лекции |
2 |
Из истории музеев России. |
6 |
Лекции, видеофильмы, индивидуальные сообщения учащихся. |
3 |
Литературная карта Тульской области. Музеи города Тулы. |
6 |
|
4 |
6 |
|
|
5 |
В. В. Вересаев и Тульский край. |
6 |
Экскурсии, изучение |
|
В. В. Вересаев - литературовед. |
|
эпистолярной и мемуарной литературы, изучение отдельных произведений. Зачет. |
6 |
Л. Н. Толстой и Тула. |
7 |
Экскурсии, изучение эпистолярной и мемуарной литературы, изучение отдельных произведений. Зачет. |
7 |
Ясная Поляна в жизни писателя. Ис- |
12 |
Экскурсия в Кочаки. |
|
тория рода Волконских-Толстых. Ро- |
|
Новые разыскания. |
|
дословное древо предков и потомков |
|
Изучение мемуарной |
|
Л. Н. Толстого. История Кочаковско- |
|
литературы. |
|
го некрополя. |
|
|
8 |
Текстуальное монографическое изучение романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» |
14 |
|
11 класс
№п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Толстой - драматург |
6 |
Видеофильмы постановок пьес Толстого на сценах театров страны. |
2 |
Текстуальное изучение романа «Воскресение». |
13 |
|
3 |
Поздний Толстой. Толстой - публицист. Современное звучание идей Толстого. Вблизи Ясной Поляны: Пирогово, |
6 |
|
4 |
.10 |
|
|
|
Покровские, Никольское - Вязем- |
|
|
|
ское, Топтыково. |
|
|
5 |
История деревни Ясная Поляна. |
4 |
Экскурсия. |
6 |
История мемориального заповедника «Ясная Поляна». |
10 |
|
7 |
История дома - музея Л. Н. Толстого. |
16 |
|
8 |
Могила писателя. |
1 |
|
9 |
Заключение. |
2 |
|