тема: Импульс тела. Закон сохранения импульса.(9 класс) Цель урока:
демонстрационное оборудование: 3 штатива, 2 стальных шарика на нитях, 2 тележки, набор грузов, брусок, 2 рисунка с заданиями по определению импульса тела. ХОД УРОКА. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО. (К доске вызываются 2 ученика. С обратной стороны доски они записывают
(После проверки выполнения задания, учителем задаются дополнительные вопросы)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Мы с вами с помощью законов Ньютона решали различные задачи, касающиеся взаимодействия и движения тел. Например, искали ускорение, если известны силы, а затем по ускорению искали другие величины (перемещение, мгновенную скорость). Но часто бывает так, что трудно определить силы, действующие на тело, особенно, если их действие кратковременно (столкновения тел, взрыв гранаты и т. д.) Для решение подобных задач необходимо использовать еще одну важнейшую физическую величину - импульс тела. Итак, мы сегодня на уроке рассмотрим новую физическую величину - импульс тела, а также связанный с этой величиной -закон сохранения импульса. ( Объявляется тема урока). Цель нашего урока выяснить - что такое импульс тела и какой закон с ним связан. а) Итак начнем с первого вопроса: « Что такое импульс?» Импульс по другому называют еще количеством движения. Чем же характеризуется количество движения? Для ответа на этот вопрос проделаем опыт.
Опыт 1. Легкоподвижная тележка при скатывании с наклонной
плоскости лишь слегка сдвигает брусок.
Опыт 2. Изменив угол наклонной плоскости, снова пускают нагруженную тележку. Брусок Импульсом тела называют векторную величину, равную произведению массы тела на его скорость. Вектор импульса направлен в туже сторону, что и вектор скорости. За единицу импульса принимают импульс тела массой 1 кг движущегося со скоростью 1 м/с. ( Далее учитель показывается рисунок, на котором изображены пары шаров с
числовыми
Опыт 3. Взаимодействие двух тележек. До взаимодействия
Закон,который мы будем изучать, говорит, что этого быть не может.Этот закон называется законом сохранения импульса. Группа тел, движение которых рассматривается совместно и одновременно, в механике называется механической системой. Рассмотрим систему из двух тел, движущихся в одном направлении с разными скоростями. Так как скорость первого тела по модулю больше, чем у второго и направлены скорости в одну сторону, то через некоторое время наступит взаимодействие тел. Применя второй и третий законы Ньютона, приходим к выводу: "Векторная сумма импульсов шаров после взаимодействия равна векторной сумме импульсов шаров до взаимодействия." Иными словами, импульс изолированной (замкнутой) системы тел сохраняется, т. е. остается постоянным во времени, каково бы ни было взаимодействие между телами. Обратите внимание, мы рассматривали взаимодействие только двух тел и считали, что другие тела не участвовали в этом взаимодействии. Силы, возникающие при этом взаимодействии тел внутри системы, можно назвать внутренними силами. Силы же, создаваемые телами, не принадлежащими к данной системе тел называются внешними. Система тел в которой действуют только внутренние силы называется замкнутой или изолированной.
Но все реальные системы, строго говоря не являются замкнутыми. Тем не менее закон сохранения импульса применить можно.
Можно ли считать систему из 2 тележек замкнутой в строгом смысле слова? Нет, т. к. действуют : сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения. Можно ли тогда к данной системе применить закон сохранения импульса? Можно, если считать, что сила трения очень мала, а другие внешние силы компенсируют друг друга. закрепление темы.
|